воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Был ли Иисус в Индии или Тибете?

Уже достаточно долгое время в склонной к теософским и около-оккультным бредням части населения бытует теория, согласно которой Иисус часть Своей жизни провёл в Индии и на Тибете, где Он якобы обучался мудрости "великих" Будд прежде, чем начал Свое служение в Иудее. Для обоснования своих теорий эти суесловы, как правило, ссылаются на побасенку некого Нотовича, который в 1887 году якобы нашёл в буддийском монастыре Хемис (близ Леха) тибетскую рукопись под названием "Жизнь св. Иссы", в которой описывалась жизнь Иисуса в тех краях. Чтобы опровергнуть эту теорию, не обязательно пускаться в глубокие исследования еврейства (а Иисус таки был еврей!), истории и сути учения Иисуса в сравнении с учением буддизма. Достаточно просто дать слово самим буддистам:


Да не был Иисус в Индии… 
Gьnter Grцnbold. Jesus in Indien. 
Das Ende einer Legende/. Mыnchen, 1985.
Хотя книга известного немецкого буддолога Гюнтера Грюнбольда, обобщившая все версии и факты вокруг столетней давности легенды о посещении Иисусом Христом Индии, была опубликована достаточно давно, у нас в России, где по прежнему сильны теософские идеи, особенно в интерпретации семьи Рерихов, очень многие всё ещё верят в сказки Нотовича.
Суть этой истории в том, что в 1894 г. русский журналист Николай Александрович Нотович опубликовал на французском языке сенсационное сочинение "La vie inconnue de Jesus Christ", которое якобы являлось переводом тибетского "свитка" (отметим, кстати, что у тибетцев "свитков" не бывает: тибетские рукописи имеют совсем другой облик), некогда переведённого с пали, найденного им в 1887 г. в тибетском монастыре Хеми в Ладакхе. Там рассказывалось о том, как в юные годы Иисус сколько-то лет провёл в Индии.
Нотович подробно рассказывал о трудностях дороги в Лех, столицу Ладакха, о том, как по дороге одного из его спутников сожрала пантера, о том, как он сломал правую ногу и вынужден был несколько дней пробыть в монастыре Хеми, настоятель которого прочитал ему рукопись о жизни Иисуса в Индии, которую Нотович записал со слов переводчика. Такова основа легенды.
Насколько правдива эта история?
В июне 1894 года в тех же местах побывал известный ориенталист Макс Мюллер, который отметил, что в Ладакхе никто не слышал о русском по имени Нотович. В 1895 г. английский профессор Арчибальд Дуглас прошёл тем путём, который указывал Нотович, и выяснил, в частности, что пантеры там не водятся, а жители деревни, указанной Нотовичем, как места инцидента с пантерой, никогда не слышали, чтобы кого-то (тем более, белого сагиба!) несколько лет назад сожрал хищный зверь. Дуглас также посетил монастырь Хеми, где долго беседовал с настоятелем, занимавшим этот пост уже 15 лет. Настоятель, который показался Дугласу серьёзным человеком, внушающим доверие, сообщил, что в его монастыре никогда не останавливался иностранец со сломанной ногой. Также он не знал, что такое термометр, – а Нотович писал, что якобы подарил ему термометр. Он не имел понятия ни об ассирийцах, ни об израильтянах, о которых якобы говорил с Нотовичем, и, конечно, в монастыре не было никаких "жизнеописаний Иисуса". О такого рода книге он никогда не слышал, и вообще об Иисусе тибетцы впервые узнали только от европейских миссионеров. На дальнейшие вопросы проф. Дугласа о рассказе Нотовича настоятель заметил: "Ложь, и ничего кроме лжи!"
Далее выяснилось, что, когда Нотович 25 октября 1887 года, будучи в Кашмире, обратился за разрешением посетить Ладакх и предоставить ему носильщиков и проводника, он получил отказ от губернатора Ладакха и вынужден был вернуться обратно в Кашмир, то есть он никогда и не был в Хеми – следовательно, вся эта история об Иисусе, к сожалению, является с начала до конца вымышленной.
И всё же многие люди (даже наши киножурналисты в позапрошлом году) периодически едут в Хеми, чтобы вновь спросить: "А где тут у вас жизнеописание Иисуса"? Разумеется, вежливые монахи не выказывают своего удивления, но несуществующую рукопись, конечно, показать не могут.
Разобравшись с Нотовичем, Грюнбольд рассматривает и другие легенды, связывающие Иисуса и Индию, в частности, возникшую в средневековье легенду, что Иисус спасся после распятия и остаток жизни провёл в Кашмире, где даже устроена его могила!
К сожалению, в этой версии тоже нет ни капли правды…

Источник: журнал "Буддизм в России №39/2005", стр. 190, (зеркало).

Пожалуй, стоит сказать и несколько слов и об авторе данной статьи: А.А. Терентьев — кандидат философских наук, главный редактор наиболее авторитетного в области Буддизма журнала в России "Буддизм в России", много лет возглавляет буддийское книжное издательства "Нартанг", которое прославилось своими авторитетными переводами буддийских канонических текстов. Терентьев — буддист с более чем 30 летним стажем, обладает большими познаниями в теории буддизма и огромным личным опытом в области "дхармы". Во время визитов Далай-ламы XIV в Россию неоднократно был его личным переводчиком.

Ну и в конце хочу добавить ещё несколько строк от себя: гипотеза о том, что Иисус ходил учится в буддийских монастырях Тибета, не выдерживает никакой критики уже хотя бы по той простой причине, что буддизм обосновался в Тибете не ранее VII века при "тибетском Константине" царе Сронцзангампо, а первые упоминания о буддизме в Тибете не относятся к периоду ранее IV века н.э., т.е. времени царствования Лхатотори. Таким образом, Иисус не мог учиться в данных монастырях, по причине физического отсутствия оных во времена Его земной жизни.