среда, 20 февраля 2013 г.

Отношение к супружескому сексу в средние века в РКЦ и РПЦ

И почему меня вовсе не удивляет, что отношение к супружескому сексу и в РКЦ, и в РПЦ в средние века было практически одинаковым?! Точнее, одинаково негативным — ни та, ни другая не дозволяли супругам даже малейшего отступления от навязанного ими "стандарта", не говоря уже о каких-либо "вольностях"... 


Так, например, в исследовании профессора С. Смирнова "Древне-русский духовник" публикуется несколько памятников древнерусской покаянной дисциплины. Вот некоторые пункты из этого памятника, условно названного "Некоторая заповедь — худой номоканунец":
5. Всяк человек иже семя пущает в зло душегубца наречен будет.
6. Всяка жена вседающи на мужа 6 лет да покается, да поклониться 12 заутра, 12 вечер. И комкает (причащается) от пасхи до пасхи. Понеже Божий Образ оскверни.
8. Аще кто с женою сзади грех сотворит в скота будет наречен. Да поклонится 300.
Фраза "иже (который) семя пущает" относится, скорее всего, к прерванному половому акту. Как видим, такие люди православной церковью приравнивались к "душегубцам" (убийцам), видимо, потому, что препятствовали появлению на свет ребенка. Словами "жена вседающи на мужа" описывается поза, когда женщина сверху. Такая поза, по мнению православных, оскверняла Образ Божий. Ну а под словами "с женою сзади грех сотворит" следует понимать, конечно же, позу, когда мужчина сзади. Такая поза однозначно считалась грехом, ибо в православном сознании она плотно ассоциировалась со сношением скотов.

Примерно о том же самом можно прочитать и в другом памятнике древности "Аще двоеженец":
6. Аще муж с женою блоудить ззади, а не лицем к лицю, опитемьи 2 недели, се бо скотьскы есть, вельми закон бранить. Аще кто не лишиться обычая сего, чюжь есть веры правыя, да не входить в церковь. Аще поп или дьякон, да извержется сана.
Как видим, здесь поза, когда мужчина сзади, уже называется не просто скотской, но и, ни много ни мало... блудом!  Со всеми вытекающими — наказанием за подобное "злодеяние" служило 2 недели епитимьи для простых смертных (и то, если они впоследствии одумывались и переставали "грешить" тем же самым, иначе их и из церкви изгоняли), и извержение из сана для священников и дьяконов...

По поводу же учения средневековой РКЦ о сексе можно порекомендовать почитать "Декрет" одного из самых видных правоведов и канонистов РКЦ 11 века Бурхарда, епископа Вормсского. Этот крупнейший свод церковного права был им составлен на основе разных уложений о дисциплине и наказаниях за ее нарушение, а так же папских декреталий. "Декрет" Бурхарда был "на вооружении" РКЦ вплоть до 13 века.

Согласно этому труду (хотя он был очень объемным и посвящен далеко не только супружеским взаимоотношениям) любая поза в интимной жизни между супругами, кроме "классической" (мужчина сверху), как и в православии, считалась противоестественной и греховной. За любые другие позы, а так же за оральные ласки полагалось наказание в виде епитимии на 3 года, а за анальный секс — на 7 лет. Запрет на различные позы объяснялся тем, что все они "противоестественны", поскольку мужчина не должен опускаться до уровня животных и всегда обязан занимать доминирующую позицию в сексе. А на любое невагинальное соитие - потому что это не вело к продолжению рода и ничего, кроме удовольствия не давало.

Так же в этом труде можно найти еще и многочисленные предписания, как наказывать, например, за мастурбацию (10 дней на хлебе и воде), за секс в воскресенье (4 дня), за секс в католические праздники (40 дней) и прочие подобные "грехи". Супргам запрещалось трогать, ласкать и целовать даже женскую грудь, не говоря уже о гениталиях (и куда только мудрый Шломо с его знаменитым "утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно" (Прит.5:18,19) смотрел?!). Более того, супруги не должны были не только трогать  гениталии друг друга, но даже и видеть их, и поэтому им положено было заниматься сексом не полностью раздетым и в темноте!

Немногим позже Фома Аквинский сказал, что те мужчины, которые спят со своими женами только ради удовольствия, а не для продолжения рода, обходятся с ними как с проститутками. А Иероним еще в 4-м веке говорил, что "человек, который слишком страстно любит свою жену, — блудник".

Так же и в руководстве для исповедников "Summae Confessorum", изданном в начале 13-го века, перечислялись дни, когда муж и жена не могли заниматься сексом: все праздники, постные дни, все воскресения и в периоды, когда жена была "нечистой" (во время менструации, беременности, при грудном вскармливании, в течении сорока дней после родов). Все это означало, что в среднем большинство супружеских пар могли по закону заниматься сексом не чаще одного раза в неделю.

Сейчас отношение РКЦ (впрочем, как и РПЦ) к супружескому сексу хоть и изменилось, однако в Катехизисе Католической Церкви до сих пор есть и такие фразы:
— Сексуальное удовольствие является моральным беззаконием, когда к нему стремятся ради него самого, вне целей продолжения рода и единения. (§ 2351)
— ...супруги должны уметь держать себя в рамках благоразумной умеренности. (§ 2362)
— ...по сути своей порочно "всякое действие, которое в предвидении супружеского акта или во время него, или во время развития его естественных последствий ставит себе целью сделать невозможным зачатие, или служит для этого средством". (§ 2370)